Адрес г. Москва, Страстной бульвар, д. 6 Схема проезда
Промыслы и ремёсла родного края

Промыслы и ремёсла родного края

  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Промыслы и ремёсла родного края
  • Описание
  • Видео
  • Документы
  • Задать вопрос
  • О фестивале

    С 16 по 22 сентября в Усадьбе Покровское-Засекино посёлка Покровское Одинцовского района Московской области пройдёт фестиваль народного творчества «Промыслы и ремёсла родного края». Фестиваль проводится в рамках Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В фестивале примут участие более сотни представителей различных творческих объединений: фольклорные и музейные коллективы, краеведческие сообщества, клубы исторических реконструкций, мастера-ремесленники, художники, музыканты, молодёжные организации. Фестиваль станет единой площадкой, объединяющей представителей народных промыслов из разных уголков Московского региона и позволит участникам продемонстрировать свой опыт и мастерство гостям, среди которых будет большое количество детей и подростков. Они смогут наравне со взрослыми приобщиться к красоте национальных традиций, духовным ценностям и этнокультуре родного края, попробовать свои силы в ремесленном труде посредством проводимых здесь мастер-классов. В рамках фестиваля пройдет ряд мероприятий, среди которых:

    • недельная выставка работ мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Промыслы и ремёсла родного края»;
    • концертная программа творческих коллективов, с элементами интерактива и проведением обрядовых постановок;
    • фестиваль русских игр «Народные забавы»;
    • более тридцати мастер-классов от мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства с изготовлением сувениров и национальных игрушек.

      


    Выставка

    В трех выставочных залах усадьбы будут представлены работы студентов и выпускников Факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.
    Посетители ознакомятся с особенностями и видами росписи по дереву, которые так различаются в разных регионах России. Изделия в стиле Полохов-Майдана, Мезенские красные лошадки, окруженные солярными символами, Петриховские букеты из полевых цветов и яркими земляничными ягодами не оставят равнодушными никого из наших гостей. 

    В экспозиции гости смогут увидеть знакомые по фильмам и старинным фотографиям сундуки, прялки и разделочные доски из Городца. 

    В витринах можно полюбоваться лаковыми шкатулками Палеха и Федоскино, Жостовскими подносами и Ростовскими эмалями, изделиями из керамики и фарфора.

    Любители рукоделия полюбуются яркими комплектами народного костюма, вышивкой и батиком.




    Концертная и развлекательная программа

    Во время фестиваля пройдет концерт творческих коллективов и фольклорных ансамблей. Кроме того, посетители фестиваля смогут ознакомиться с русскими традициями в рамках фестиваля народных игр — участникам будут продемонстрированы традиционные русские забавы, обряды, игры с элементами соревнований, в которых смогут принять участие все желающие.


    Программа Фестиваля


    Программа 19.09.2019


    12:00 - 18:00 Лагерь исторической реконструкции. Изучение исторического и культурного наследия
    с участием гостей фестиваля через традиционные промыслы, ремесла, песни, танцевальное искусство
    12:00 - 13:00 Концерт. «ДАНСО» - выступление театра хореографических миниатюр
    12:00 - 13:00 Мастер-класс по рукоделию «Плетение на берде»
    13:00 - 13:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    13:20 - 14:00 Игры с участниками фестиваля
    14:00 - 15:00 Мастер-класс по рукоделию «Плетение на берде»
    15:00 - 16:00 Мастер-класс по плетению на дощечках
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле Ракульской росписи
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по созданию древнерусской «Буквицы»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Хохломской росписи»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла Веснянка»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Городецкой росписи»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс «Кукла из лыка»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по росписи картонной тарелочки в стиле «Гжель»
    16:30 - 18:00 Концерт. «Народное отделение» Хор русской песни «Славяночка»


    Программа 20.09.2019


    12:00 - 18:00 Лагерь исторической реконструкции. Изучение исторического и культурного наследия
    с участием гостей фестиваля через традиционные промыслы, ремесла, песни, танцевальное искусство
    12:00 - 13:00 Концерт. «ДАНСО» - выступление театра хореографических миниатюр
    12:00 - 13:00 Мастер-класс по рукоделию «Плетение на берде»
    13:00 - 13:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    13:20 - 14:00 Игры с участниками фестиваля
    12:00 - 15:00 Мастер класс по росписи деревянной заготовки (матрешки) в стиле Сергиево-Посадской (Загорской) росписи
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ Загорской матрешки»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс «Кукла оберег для дома Домовушка»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Полхов-майданской росписи»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла Бессонница»
    16:00 - 16:20 Выступление коллектива «Аркона»
    16:30 - 18:00 Концерт. Выступление коллективов «Белые Росы» «Ривьера»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по росписи картонной тарелочки в стиле «Хохлома», узор травка


    Программа 21.09.2019


    12:00 - 18:00 Лагерь исторической реконструкции. Изучение исторического и культурного наследия
    с участием гостей фестиваля через традиционные промыслы, ремесла, песни, танцевальное искусство
    12:00 - 13:00 Концерт. «Горлица» «Жердочка» «Красно солнышко»
    13:00 - 13:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    13:20 - 14:00 Игры с участниками фестиваля
    14:00 - 15:00 Фехтование на мягких исторических мечах - тямбара
    15:00 - 16:00 Мастер-класс по игре на гуслях
    15:00 - 16:00 Мастер-класс по игре на балалайке
    12:00 - 18:00 Мастер-класс по основам кузнечного дела
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ Семеновской матрешки»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по росписи деревянных заготовок свистулек-птичек в русском народном стиле
    12:00 - 15:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла «Колокольчик»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла Купавка или Желанница»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Мезенской росписи»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс «Игровая тряпичная кукла Зайчик на пальчик»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Пижемской росписи»
    12:00 - 18:00 Мастер-класс по гончарному искусству
    16:00 - 16:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    16:30 - 18:00 Концерт. Выступление коллективов «Взаигры» «Сударушка» «Ярмарка»

    Программа 22.09.2019

    12:00 - 13:00 Концерт. Выступление коллективов «Заряночка» «Веселая кадриль»
    12:00 - 18:00 Лагерь исторической реконструкции. Изучение исторического и культурного наследия
    с участием гостей фестиваля через традиционные промыслы, ремесла, песни, танцевальное искусство.
    12:00 - 13:00 Фехтование на мягких исторических мечах - тямбара
    13:00 - 13:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    13:20 - 14:00 Игры с участниками фестиваля.
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Гжельской росписи»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по росписи картонной тарелочки в стиле «Гжель»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Гуслинской росписи»
    12:00 - 15:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла День и Ночь»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ Полхов-Майданской матрешки»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс по декупажу «Цветочная разделочная доска»
    15:00 - 18:00 Мастер-класс «Тряпичная кукла Покосница игровая»
    12:00 - 18:00 Мастер-класс по росписи деревянной заготовки «Лебедушка»
    16:00 - 16:20 Концерт. Выступление коллектива «Аркона»
    16:30 - 18:00 Концерт. Выступление коллективов «Белые росы» «Ривьера» Хор «Русская песня»



    Мастер-классы

    Мастер-класс "Кукла из лыка"

    Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье лиственного дерева — липы, ивы, дуба. Самое распространённое — липовое лыко. Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

    Мастер-класс «Тряпичная кукла Веснянка»

    Сороки- день весеннего равноденствия. Это еще  один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Куклы Веснянки дополняют символику этого праздника. Веснянка – куколка помошница, с ней можно делиться горестями и радостями. Ее делали молодые девушки на приход весны, она – оберег молодости и красоты.

    Мастер-класс «Кукла оберег для дома Домовушка»

    Кукла Домовушка — помощница домового по хозяйству.
    Кукла домовушка является сильным оберегом для дома. Хранит от разного рода напастей и негатива. Защищает от сглаза, порчи да слова худого. Привлекает в семью энергию покоя, благополучия да лада.

    Мастер-класс «Тряпичная кукла Бессонница»

    Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника: кукла надевается на пальчик и всегда рядом с ребенком. Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома. Если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться кк к дуруг, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег.

    Мастер-класс по созданию тряпичной куклы «Колокольчик»

    Колокольчик – куколка добрых вестей, так ее называли в Тульской и Рязанской губерниях. Ее дарили детям на именины, новоселье.   Это куколка веселая, задорная, приносит в дом радость, веселье – оберег хорошего настроения. У куколки три юбки, олицетворяющих три царства: медное, серебряное и золотое.

    Мастер-класс «Купавка или Желанница»

    На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке забирали с собой несчастья и невзгоды.

    Мастер-класс «Игровая тряпичная кукла Зайчик на пальчик»

    Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника: кукла надевается на пальчик и всегда рядом с ребенком. Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома. Если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться кк к дуруг, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. 

    Мастер-класс «Тряпичная кукла День и Ночь»

    День и Ночь – куклы обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а так  же в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани(день), а другая – из синей(ночь): днем выставляли вперед светлую, а ночью –темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую, цельную композицию. 

     

    Мастер-класс по созданию тряпичной куклы «Покосница Игровая»

    Кукла Покосница — это образ женщины во время сенокоса.
    Игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты на поле. Эту куклу дети могли делать и сами для себя или младших детей.

    Мастер-класс по созданию куклы «Тряпичная кукла Покосница Обережная»

    Обережную куколку покосницу женщина делала перед тем, как идти работать на покос, чтобы куколка оберегала руки от травм и повреждений во время покоса. Есть сведения, что бытовала еще одна Покосница – куколка, которую клали в первый стог. 

    Мастер-класс по росписи картонной тарелочки в стиле «Гжель»

    Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

     

    Мастер-класс по росписи картонной тарелочки в стиле «Хохлома», узор травка

    Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома — декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. 

    «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. 

     

    Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ семеновской матрешки»

    Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более.  Матрешка –уменьшительное от имени «Матрена». 

    Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и т.д. Фигурки отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца. Самое главное отличие образа семеновской матрешки – декор: крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, ягоды и листья собраны в букеты, которые держат матрешки в руках. 

     

    Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ Загорской матрешки»

    Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более.

    Для Сергиево-Посадской или Загорской матрешки характерно изображение круглолицей девушки в платке и сарафане, расписанном яркими несложными цветами, листочками, и точками. В росписи матрешки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавление черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

     

    Мастер-класс по силуэтной живописи «Образ Полхов-Майданской матрешки»

    Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более.  Матрешка –уменьшительное от имени «Матрена», восходящего к латинскому слову «Matrona» — мать семейства. 

    Основной элемент росписи этой матрешки – цветок шиповника или, как его называют мастера «роза». Мастера часто изображают рядом с пышным цветком полураскрытые бутоны на ветках. Главное внимание художники уделяют цветочной росписи на фартуке. Роспись крупная. Платок оставляют закрашенным одним цветом (розовым, малиновым), либо рисуют завитушки черной краской.

     

    Мастер-класс по
    гончарному мастерству

    Изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

    Изготовление глиняного горшка.

    Мастер-класс по росписи деревянной заготовки «Лебедушка» (на колесиках)

    Лебедь — одна из наиболее почитаемых русским народом птиц. Образ лебедушки встречается и в народной вышивке, и в одежде, и в старинных сказаниях, и в различного вида домашней утвари. Например, Образ Лебединой девы — Царевны-Лебедь, популярная русская сказка «Гуси-лебеди». Так же русский женский головной убор кика по форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого крика — кика (кикать — «кликать, кричать»).

     

    Мастер-класс по росписи деревянной заготовки-магнита в форме матрешки в стиле Сергиево-Посадской (Загорской) росписи

    Появилась первая матрешка в России давно, более 100 лет назад. 
    Для матрешки характерно изображение круглолицей девушки в платке и сарафане, расписанном яркими несложными цветами, листочками, и точками. В росписи матрешки обычно используются три-четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавление черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. 

    Мастер-класс по росписи деревянных заготовок свистулек в русском народном стиле

    Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов. 

    Свистульки, как правило, лепили в виде животных, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. 

    Известно три вида игрушек-свистулек: сосудообразные — со свистком в подставке, водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный; глиняные свистульки. Также свистульки изготавливались из дерева.

    Мастер-класс по декупажу «Цветочная поляна»

    Декупаж — это техника украшения, декора, которая заключает в себе возможность фиксации изображения или узора к любой вещи. Само слово произошло от французского «вырезать». Картинки для декупажа, как правило, вырезаны, вся композиция обязательно лакируется. История возникновения этой техники относится к периоду Средних веков, когда немцы начали таким образом декорировать мебель. Однако расцвёл декупаж намного позже, в XVIII веке, вместе с модой на декор в азиатском стиле. 

    Несмотря на то что это была всего лишь имитация, такая мебель пользовалась огромным спросом вследствие привлекательной цены. В Англии декупажное мастерство приобрело особую популярность в эпоху королевы Виктории, оно стало доступно большинству слоёв населения.

     

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Ракульской росписи»

    Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами. В росписях доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный.  Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Хохломской росписи»

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону[1]. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Городецкой росписи»

    Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

     

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Борецкой росписи»

    Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Полхов-майданской росписи»

    Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Мезенской росписи»

    Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты.

     

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Пижемской росписи»

    Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками — красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи — это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

     

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Гжельской росписи»

    Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках. 

    Мастер-класс по созданию открытки в стиле «Гуслинской росписи»

    Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица — так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи — сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

     

    Мастер-класс по созданию «древнерусской Буквицы»

    В старинные времена книги были рукописными, на создание одной книги порой могло уйти до целого года работы. Писарь на столько роднился с книгой, что старался ее украсить различными орнаментами, узорами. Начальную букву страницы – буквицу – писали красной киноварью (специальный минерал красного цвета), отсюда и пошло выражение красная строка. Буквица очень часто имела необычный вид – ее изображали в виде диковинный зверей и птиц, лики людей, затейливые орнаменты, цветочные узоры. 





    Об Усадьбе

    История усадьбы приближает нас к XVI веку, где дается первое упоминание. По писцовой книге 1558 года, здесь располагалось село Симановское, близ которого стояла деревянная церковь Покрова Святой Богородицы, по храму оно и получило свое название.

    С пришествием времени эти земли были отданы в пожизненное владение княгине Ульяне Ивановне Голицыной. Боярыня не раз упоминается в разрядных книгах как воспитательница и «мама» малолетнего царевича Петра Алексеевича, будущего русского императора. Спустя столетие село принадлежали князьям Шуйским. В начале XVII века эта местность была разорена и стала пустошью.

    В 1678 году здесь вновь значится село Покровское, принадлежавшее И.А. Прончищеву. Вдова дипломата Прончищева в 1690 году продаёт владение князю М.Ф. Жирово-Засекину. Отсюда взялось придаточное название Засекино. В конце XVIII века усадьбой владели братья Иван и Лев Яковлевы. Иван Алексеевич — отец русского классика Александра Герцена.

    Здесь, в имении своего отца, он ежегодно бывал в детстве и юношестве. К Покровскому Герцен неоднократно обращается мыслью в своих воспоминаниях. Проникновенная картина Покровского-Засекина времени Герцена дана в «Былом и думах»: «Уединенное Покровское, потерянное в огромных лесных дачах, имело совершенно другой характер, гораздо больше серьезный, чем весело брошенное на берегу Москвы-реки Васильевское с своими деревнями. Разница эта даже была заметна между крестьянами. Покровские мужички, задвинутые лесами, меньше васильевских походили на подмосковных, несмотря на то, что жили двадцатью верстами ближе к Москве. Они были тише, проще и чрезвычайно тесно сжились между собой… С Покровским я тоже был тесно соединен всем детством; там я бывал даже таким ребенком, что и не помню…».

    Небольшая среднепоместная подмосковная усадьба расположена на покатом холме над прудом. Вершину холма занимает дом. Перед ним полукружием расстилается лужайка, границы которой намечают молодые посадки лип. Хозяйственный комплекс усадьбы ограничивается тремя небольшими постройками. Усадебный дом, был сложен в 1810-х годах из крупного леса, в середине XIX века обшит тесом, внутри оштукатурен.

    Лишь в 1838 году после шестилетней разлуки, Герцен вновь увидел родную усадьбу. Владимирский губернатор разрешил ему выехать на свидание с отцом, взяв честное слово не посещать Москвы.

    В Покровском Герцен работал над «Письмами об изучении природы» — материалистическим философским трактатом. «В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени», — писал о Герцене В. И. Ленин.

    В 1843 — 1844 годах Герцен подолгу жил с семьей. Частыми гостями усадьбы в это время бывали —  В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, Н.Х. Кетчер, М.С. Щепкин.
    Летом 1843 года он заносит в дневник: «Каждая безделица в этом доме и в окольных местах напоминает мне меня в разные эпохи моей жизни; я нашел надпись, сделанную мною в 1827 году, и другую — в 1838. Какая поэма, роман, какой ряд событий и видоизменений между этими годами!.. В 1827 я был пятнадцати лет, идеи древнего республиканизма бродили в голове, я верил непреложно, что «взойдет заря пленительного счастья». После смерти отца в 1846 году Герцен отказался наследовать Покровское, и оно досталось его двоюродному брату.

    В XX веке Покровское стало современным селом.

    В конце 1941 года этот район был захвачен немцами, и в здешних глухих лесах действовал партизанский отряд, состоявший из двух групп. Штаб первой находился близ озера Глубокого, штаб другой — чуть южнее, в лесах близ Покровского. Немцы несколько раз пытались ликвидировать партизан, но без особого успеха. Сам усадебный дом Герцена до 1969 года занимала восьмилетняя школа.

    В 1980-х годах дом, как мемориальный памятник был реставрирован с восстановлением исторической планировки.

    Здание еще несколько раз подвергалось исторической реконструкции для того, чтоб сегодня, как и столетие назад, на невысоком отлогом холме можно было увидеть вместительный усадебный дом с широким балконом над входом, ощутить всю туже тихую гладь широкого пруда, образованного запруженной быстрой речкой Островкой, и так же прогуляться в старых поредевших лесах или забрести на тенистые поляны, окруженные вековыми деревьями — современниками Герцена.

    «Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчел, шмелей… и запах… этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Которого я так жадно искал и в Италии, и в Англии, и весной, и жарким летом и почти никогда не находил» — А. И. Герцен.

     


    Грановский Тимофей
    Николаевич

     


    Герцен Александр
    Иванович

     


    Боткин Василий
    Петрович

     


    Белинский Виссарин
    Григорьевич


  • Задайте вопрос и мы свяжемся с Вами!


Мы Вам перезвоним!